Элективный мутизм у детей – это редкое, но проблемное состояние, при котором ребенок отказывается разговаривать в определенных социальных ситуациях. Это не просто стеснительность или проходящая стадия. Это опасное психологическое состояние, требующее профессионального вмешательства. В статье мы обсудим, какое влияние это состояние может оказывать на общее развитие ребенка и его адаптацию в социуме. Получить психиатрическую помощь можно в клинике «Нарколог-Психиатр» в Губкине.
Что это такое
Элективный мутизм у детей — это психологическое расстройство. Ребенок может говорить и понимает язык, но отказывается разговаривать в определенных ситуациях. Обычно эти ситуации связаны с социальными контекстами. Это может быть школа, встречи с незнакомцами или мероприятия. Внешне выглядит как стеснительность или нежелание говорить.
Причины развития состояния разные. Среди них — тревожность, низкая самооценка, проблемы в общении. Расстройство может начаться в любом возрасте, но чаще всего проявляется у пациентов младшего школьного возраста.
Терапия включает работу психолога или психиатра, а также взаимодействие с родителями и учителями. Цель — помочь справиться с тревогой и научиться разговаривать даже в стрессовых ситуациях.
Причины развития
Симптомы элективного мутизма у детей вызываются внешними и внутренними причинами. Ученые выделяют биологические и психологические факторы.
Биологические причины связаны с генетикой. Исследования показывают, что элективный мутизм связан с наследственностью. Психологические причины включают повышенный уровень тревожности, страх перед социальными ситуациями. Страх может быть таким сильным, что человек не способен выражать мысли вслух.
Также существуют окружающие факторы. К ним относятся негативный опыт общения, стрессовые ситуации в семье или школе. Внешние факторы усиливают тревогу ребенка и вызывают аномальное молчание.
Состояние не является результатом недостатка образования или воспитания. Это патология, требующая врачебного вмешательств
Патогенез состояния
Возникновение состояния связано со множеством факторов. Каждый аспект влияет на развитие расстройства. Рассмотрим факторы подробнее:
- Генетическая предрасположенность. Некоторые исследования свидетельствуют о наследственном факторе возникновения патологии. Точные механизмы генетического влияния пока не выявлены.
- Повышенная тревожность. В детском возрасте многие испытывают повышенную тревогу, особенно в социальных ситуациях. Тревога настолько интенсивна, что мешает свободно выражать мысли голосом.
- Негативный опыт общения. Переживание травматических ситуаций общения или неуютные ощущения в процессе социализации способствуют переходу к молчанию.
Понимание перечисленных факторов позволяет подойти к коррекции элективного мутизма у детей эффективно. Каждый пункт списка предлагает точку входа для терапии. На практике коррекция требует медицинского вмешательства. Врачи не могут ограничиться одной техникой или стратегией, а должны использовать всю палитру психотерапевтических инструментов. Комбинированный подход помогает достигать результатов в лечении.
Классификация состояния
Понимание классификации нарушения — шаг в определении подхода к лечению. В процессе исследований было выделено несколько типов расстройства:
- Ситуационный: пациент отказывается говорить только в определенных ситуациях. Отказ происходит в школе, детском саду или при встрече с незнакомыми людьми. Способность к диалогу сохраняется в спокойствии.
- Полный: ребенок полностью отказывается произносить звуки, независимо от ситуации или собеседника. Способность к устному общению полностью теряется.
Классификация помогает врачам-психиатрам определить тип патологического состояния, с которым придется работать. Терапия подбирается по классу, прогрессии и конкретным обстоятельствам, в которые попала семья пациента.
Симптомы мутизма
Симптомы состояния проявляются разнообразно. Важно знать основные признаки для своевременной диагностики и начала коррекции элективного мутизма у детей с психологом.
Основной симптом проявления — отказ ребенка говорить в стрессовых ситуациях. Индивид отказывается разговаривать школе, на публичных мероприятиях и т.д. Способность к устному общению может сохраняться в спокойной обстановке или с хорошо знакомыми людьми.
Менее выраженный симптом — тревожность и напряжение перед социальными ситуациями. Пациент проявляет признаки беспокойства, нервозность, панику или физические симптомы: учащенное сердцебиение, позывы к мочеиспусканию.
Терапия нивелирует проявление симптоматики. Врач работает над уменьшением тревожности, развитием навыков общения и повышением самооценки.