Ранний детский аутизм — пугающий диагноз. Если вы столкнулись с таким расстройством, запишитесь на консультацию в клинику «Нарколог-Психиатр». Здесь работают детские психиатры и неврологи, готовые помочь с коррекцией состояния.
Общие сведения
- При раннем детском аутизме особенностью возникает нейроразвивающее расстройство, начинающее проявляться обычно в первые три года жизни. Особенности состояния заключаются в нарушениях социального взаимодействия, коммуникации и поведения.
- Статистика и частота. В медицинских исследованиях указывается, что заболевание встречается с разной частотой в разных группах населения. По некоторым данным, отклонения наблюдаются примерно у 1 из 160 детей.
- Генетические и внешние факторы. Причины различны. Генетические факторы часто играют важную роль, но внешние факторы, такие как воздействие на мозг в период беременности, также имеют значение.
- Необходимость своевременной диагностики. Своевременная диагностика и начало коррекции раннего детского аутизма могут существенно улучшить прогноз и качество жизни пациента. Для этого важно обратить внимание на первые признаки и симптомы, а также пройти комплексное медицинское обследование.
- Варианты и спектр нарушения. В современной психиатрии существует несколько типов и форм болезни, включая синдром Аспергера. Также говорят о САР, характеризующихся различным степенью выраженности нарушений.
Причины раннего детского аутизма
- Генетическая предрасположенность. Множество исследований подтверждают значимость генетических факторов. Научные данные указывают на наличие определенных генов.
- Возраст матери и осложнения при родах. Некоторые исследования указывают на связь между более поздним материнским возрастом и риском развития раннего детского аутизма. Также, осложнения при родах, например, нехватка кислорода, могут быть факторами риска.
- Социальные и психологические факторы. Хотя социальные и психологические факторы сами по себе не являются причиной, они усугубляют симптомы или способствовать их проявлению в более юном возрасте. Сюда относятся стресс в семье или отсутствие социализации.
- Сопутствующие заболевания. Иногда болезнь сопровождается другими состояниями, эпилепсия или гиперактивность. Этих состояния влияют на тяжесть и характер проявления заболевания.
- Многофакторная причина. Важно понимать, отклонение зависит от взаимодействия разных факторов. Исследования до сих пор продолжаются.
Классификация
- САР. Изначально он рассматривался как единое заболевание, но медицина и психиатрия предпочитают термин «спектр аутистических расстройств» (САР). Этот спектр включает в себя различные формы и степени тяжести нарушения, от легких до тяжелых.
- Атипичный аутизм. В таких случаях симптомы могут быть менее выражены или проявляться нестандартно. Здесь наблюдаются особенности в социальной коммуникации, но отсутствие стереотипного поведения.
- Синдром аспергера. Этот тип характеризуется высоким интеллектуальным уровнем и нормальным развитием речи, но с затруднениями в социальной адаптации и взаимодействии.
- Детский аутизм. Эта форма часто диагностируется в первые годы жизни. Основных симптомы: нарушения в социальной коммуникации, стереотипным поведением и затруднениями в обучении.
- Психические искажения с подобными симптомами. Хотя некоторые симптомы пересекаются, диагностические критерии и методы лечения отличаются.
- Невротические и поведенческие отклонения. К заболеваниям не относятся невротические и поведенческие отклонения, такие как фобии или нарушения пищевого поведения, хотя они сопутствуют болезни.
- Клиническая диагностика и степень тяжести. По результатам клинического наблюдения и диагностики, врачи определяют степень тяжести расстройства. На основе этой классификации разрабатывается план коррекции и восстановления.
Методы диагностики нашего времени выявляют заболевания на начальных стадиях развития, это влияет на эффективность восстановления и социальной адаптации. Классификация работает важным инструментом для медицинских специалистов, психиатров и родителей, позволяя лучше понимать характер расстройства и применять эффективные методы коррекции.
Симптомы раннего детского аутизма
- Нарушения в социальной коммуникации. Для ребенка с ранним детским аутизмом характерны трудности в социальной коммуникации. Наблюдения показывают, что эти дети избегают глазного контакта и редко улыбаются в ответ на улыбку других. Также затруднено взаимодействие с ровесниками и формирование дружеских отношений.
- Стереотипное поведение. Другой заметный симптом — стереотипное поведение. Например, ребенок может постоянно крутить предмет в руках, раскачиваться или ходить на цыпочках. Такие поведенческие особенности замечаются уже в первые месяцы жизни.
- Затруднения в речевом развитии. Существенное отставание в развитии речи — один из первых признаков. Некоторые дети не произносят слова или фразы в соответствии с их возрастом, в то время как другие используют слова нецелесообразно или повторять за кем-то, не понимая смысла высказывания.
- Ограниченные интересы и активности. Затруднения также наблюдаются в разнообразии интересов и активностей. Дети с отклонением могут быть чрезмерно привязаны к определенным предметам и заниматься однообразными играми.
- Нечувствительность к боли, но чувствительность к раздражителям. Эти дети могут не реагировать на физическую боль, однако быть чрезмерно чувствительными к звукам, свету или определенным текстурам.
- Патологии в питании. Часто наблюдаются нарушения пищевого поведения: отказ от определенных продуктов, переборчивость или, наоборот, отсутствие предпочтений в еде.
Важно подчеркнуть, что наличие одного или двух из этих симптомов не является основанием для постановки диагноза. Точный диагноз ставится только врачами на основе комплексного клинического исследования.
Симптомы разнообразны от случая к случаю. Поэтому для каждого ребенка необходим индивидуальный подход, основанный на тщательной диагностике и наблюдении.