Классификация
В современной психиатрии, психологии, дефектологии задержкой психического развития называют отставание темпа развития психических функций. Понятие «ЗПР» больше относится к педагогическим характеристикам, в МКБ-10 и МКБ-11 термин в качестве самостоятельного диагноза не используется. Наличие отметки в медицинской карте указывает на то, что формирование когнитивной, эмоционально-волевой структуры, психомоторной активности ребенка происходит с отставанием от средних возрастных показателей.
После 5 лет появляется возможность диагностировать патологию, вызвавшую ЗПР. По системе МКБ-10 задержку психического развития относят к заболеваниям различных классов:
- Умственная отсталость (УО классифицирована в рубриках F 70-79). У расстройства есть несколько степеней выраженности:
- Легкая (субнормальность умеренной степени, слабоумие) – показатели IQ колеблются в интервале 50-69, в зрелом возрасте интеллект соответствует уровню ребенка 9-12 лет. В обучении такие дети испытывают сложности, став взрослыми, способны выполнять несложную работу, поддерживать социальные отношения.
- Умеренная (субнормальность средней тяжести) – IQ составляет 35-49 пунктов. Способность к обучению обычно позволяет овладеть навыками самообслуживания, коммуникации. Большинству пациентов требуется социальная поддержка даже в зрелом возрасте.
- Тяжелая (резко выраженная) – низкий показатель IQ (20-34), что соответствует уровню развития 3-6 лет. Требуется постоянная поддержка, помощь в быту, часто — самообслуживании.
- Глубокая – IQ ≤ 20, что в интеллектуальном отношении соответствует возрасту 2-3 лет. Характеризуется ограничением коммуникативной сферы, самообслуживания, двигательно-моторной активности.
Нарушения психологического развития – манифестируют в раннем (0-2 года) возрасте, обусловлены задержкой формирования функций ЦНС. Психологические расстройства подобного типа прогрессирующе уменьшаются с течением времени, нивелируются к 10-14 годам, хотя отдельные проявления незрелости нервной системы могут отмечать и у взрослых. Специфические расстройства, сопутствующие ЗПР, собраны в рубриках F 80-89:
- рече-языковые – замедление, нарушение формирования языковых навыков (звукопроизношения, чтения, письма), сопровождаемое коморбидными проблемами (эмоционально-поведенческие расстройства, трудности в выстраивании межличностных отношений);
- учебных навыков – нарушение способности к обучению, не обусловленное травмой, органическими поражениями, заболеваниями головного мозга;
- моторных навыков – координационные нарушения, проблемы с мелкой, грубой моторикой, отражательные, хореоподобные движения, «синдром неуклюжести»;
- смешанные и общие – сочетанные расстройства различных типов, при которых невозможно вычленить доминантный компонент или с преобладанием нарушений когнитивной, эмоциональной сферы, волевой доминанты.
Некоторые типы задержки нервно-психического развития относятся к классам, собранным в рубриках F 90-98. Это, в частности, гиперкинетические, эмоционально-поведенческие патологии, нарушения социального функционирования. Такие виды ЗПP часто сопровождаются отставанием речевых (ЗРР), познавательных, двигательно-моторных процессов. Все их объединяет дебют в младенческом, раннем дошкольном (реже – подростковом) возрасте.
Причины ЗПР
Большая часть (около 75% случаев) первичных ЗПP связаны с церебральными и невыраженными органическими поражениями мозговых структур. Отставание обусловлено недостаточностью функционирования ГМ и нейропроводящих путей. Часто патология зависит от неблагоприятного преморбидного фона (отягощенное протекание беременности, проблемные роды, врожденные аномалии, болезни пре/постанатального периода и т. д.).
Выделяют следующие эпигенетические категории задержки психического развития:
- Соматогенного характера. Отставание формирования интеллектуальных, эмоциональных, двигательно-моторных функций обусловливается общей ослабленностью организма (последствия тяжелых инфекций, перенесенных в младенчестве, частых/хронических болезней), из-за которых снижается физический, психический тонус. Усугубление проблемы часто связано с гиперопекой, окружающей детей с проблемами здоровья, вследствие чего их стремление к познанию, овладению навыками самообслуживания тормозится еще сильнее.
- Психогенного характера. Ранее считалось, что задержки психического развития личности подобного типа встречаются у детей из социально-неблагополучных слоев на фоне неблагоприятных условий воспитания. Сегодня распространены случаи педагогической запущенности на фоне благоприятного семейного анамнеза. Причиной становится гиперопека, тревожность родителей, непоследовательность методов воспитания. У детей не формируется достаточный уровень саморегуляции, навыки самообслуживания, стремление к познавательной деятельности.
- Инфантилизм – отставание от возрастных норм, обусловленное генетической предрасположенностью. Такие дети выглядят младше сверстников (часто разница с биологическим возрастом составляет 1-2 года), медленнее развиваются, отличаются большей внушаемостью, эмоциональностью, тревожностью.
Вторичные нарушения ПP чаще всего становятся осложненными последствиями черепных травм, нейроинфекций, других заболеваний, вызывающих органические нарушения мозгового кровообращения сосудистого генеза, гипоксию. Часто отставание является осложнением рецепторных нарушений (поражения органов зрения, слуха, возникшие в младенческом, младшем дошкольном возрасте). В последнем случае причиной становится дефицит внешней информации, недостаток общения.
Характеристика детей с ЗПР
Типичные клинические симптомы при нарушениях нормального созревания НС:
- несформированность поведенческих регуляционных процессов (произвольной, целенаправленной деятельности);
- повышенная нервная истощаемость, низкая толерантность к нагрузкам;
- незрелость эмоций;
- слабость познавательных стремлений.
При этом у детей с ЗПP отсутствуют грубые специфические поражения анализаторных функций, выраженные органические повреждения ГМ. С целью облегчения диагностики в нейропсихологии, дефектологии выработаны критерии задержки психического развития.
Интеллектуальная сфера
При ЗПP у дошкольников, младших школьников диагностируются когнитивные нарушения:
- Мнестические – расстройства краткосрочной, долговременной памяти (снижение объема, нарушение интеграционных процессов). Таким детям требуется большое число попыток для запоминания картинок, слов. Воспроизведение полученных данных также вызывает затруднение (проблемы с подбором слов).
- Рецептивные (способности к восприятию). Нарушение мнестических функций приводит к формированию фрагментарных представлений о предметах, понятиях, явлениях окружающего мира. Сохраняется способность усвоить общий смысл, но детали не воспринимаются (синдром «разрушенной мозаики»).
- Этенционные – для детей с задержкой психического развития характерно нарушение внимания, неспособность сосредоточиться. В процессе занятий пациенты отвлекаются, отличаются неусидчивостью.
- Мыслительные – при ЗПP отсутствует или нарушено образное, абстрактное, логическое мышление. Обучающиеся не способны детально прорабатывать информацию (например, считать в уме без наглядного материала), уловить причинно следственные связи, делать анализ на основе ранее полученного опыта.
Сталкиваясь с новой ситуацией, дети с задержкой психического развития не могут без помощи со стороны наставника найти решение проблемы. У них отсутствует умение делать общие выводы, выделять значимые детали, сравнивать, выявлять закономерности.
Речевой статус
Часто при ЗПP у ребенка диагностируют такие нарушения, как:
- алалия – недоразвитие/отсутствие речи при неповрежденном слухе;
- дислалия – патология звукопроизношения на фоне нормальной иннервации слуха, артикуляционных структур;
- дисфазия (рецептивная, выразительная) – нарушение способности речевосприятия, выражения мысли с помощью слов;
- дислексия, дисграфия – избирательные проблемы при овладении навыками чтения, письма.
Пациенты с ЗРP начинают говорить позже сверстников, их отличает бедный словарный запас. Речь состоит из коротких, простых предложений, построение сложных конструкций дается с трудом.
Эмоциональная сфера
Отсутствует возможность контролировать свои чувства, действия. Типичными симптомами задержки психического развития являются:
- лабильность (эмоциональная неустойчивость, частые резкие колебания настроения);
- неспособность контролировать гнев, агрессию (иногда сопровождается проявлениями самоагрессии);
- внушаемость, податливость перед внешним воздействием;
- сильная тревожность, пугливость;
- гиперактивность, дефицит внимания (СДВГ);
- неспособность к принятию решений, боязнь самостоятельных действий;
- импульсивное поведение, аффективные поступки.
На фоне незрелости эмоциональной сферы страдает возможность идентификации собственных чувств. Трудности с вербальным выражением мешают передать свои переживания, ощущения (ребенок не понимает, не может сообщить, что устал, расстроен, напуган). Отсутствует или сильно снижена способность понимать невербальные сигналы, из-за чего нарушено считывание эмоционального выражения других людей.
Способность строить нормальные отношения со сверстниками у детей с ЗПP часто снижена. В то же время, они нуждаются в авторитете, часто выбирают в качестве наставника взрослого, подростка, уверенного в себе ровесника, слушаются, испытывают потребность в подражании.
Исключение составляют дети с инфантильным типом отставания. Для таких пациентов характерна общительность (иногда — чрезмерная). Трудности в общении у таких пациентов связаны с навязчивостью, игнорированием личных границ.